Расцветает красная верба

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Зачем Христос изгнал из храма торговцев и почему «Слава!» сразу сменилось на «Распни!»

Люди во все века остаются людьми. За неделю до Пасхи, в субботу, люди были в восторге от чуда: Христос воскресил Лазаря. В воскресенье они готовились достойно встретить великого человека, который наверняка сделает их счастливыми. Они пребывали в воссторге от нарисованной в собственном воображении картины земного порядка с достатком и благоденствием, который был должен установить этот могучий царь. «Вот заживем!» — мечтали мужчины и женщины, идя к вратам Иерусалима с пальмовыми ветвями ... Но навстречу им шел скромно одетый улыбающийся человек. И не на белом коне — атрибуте власти царя земного, а на осле — символе смирения материального и царствования духовного. Он ехал в Святой город, чтобы традиционно отметить Пасху: иудеи отовсюду должны были отмечать ее именно в Иерусалиме. Возможно, женщины и мужчины были удивлены его простотой, а где-то и разочарованы. Но, как и планировали, закричали вместе: «Осанна!», То есть «Слава!», и стали бросать на дорогу пальмовые ветви. Впрочем, через несколько дней они же взывали к Понтию Пилату: «Распни!» ... И только после Воскресения произошел «переворот в сознании» — люди, даже ученики постепенно стали открывать для себя замысел Божий.

Впрочем, это еще не все, что произошло в Вербное воскресенье. Было еще и изгнание торговцев из Храма. Именно то, что делает общество действительно свободное духом и готовое к постижению благодати. Евангелист Матфей так описывает Вход Господень в Иерусалим: «И когда он вошел в Иерусалим, засуетилось весь город, спрашивая: „Кто это?“ Народ же говорил: „Это пророк Иисус из Назарета в Галилее“. Иисус вошел в храм и выгнал всех продающих и покупающих в храме; перевернул столы менял и скамьи продавцов голубей, и сказал им: „Написано: Дом мой домом молитвы будет называться, — вы же делаете его вертепом разбойников“. И подошли к нему в храме слепые и хромые, и он исцелил их ...».

Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим описан во всех четырех Евангелиях. Это значит, что ему придают особое значение. Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя. Издавна этот праздник церковная процессия является более торжественной, чем обычно. В Иерусалиме уже в IV в. Патриарх садился на ослицу и въезжал на ней на Елеонскую гору, окруженный верующими. На Западе обычай освящения пальм введен в литургию аж в XI веке. Многие языки мира воскресенье перед Пасхой называют Пальмовым. Однако на славянских территориях, где пальмы не растут, зато раньше прочих расцветают вербы, стали святить их ветви. Отсюда: белорусская Вербница, болгарская Цветница, сербское Цветы, словацкое Квітна неділя. В Украине народные названия — Вербна неділя (Вербное воскресенье), Квітна, Шуткова, Баськова, Пальмова неділя, Неділя верб.

В тему: Пасха по-словацки — облей красавицу водой

На утрени верующие держат во время службы вербовые ветви с зажженными свечами: как «знамение победы». Это означает, что они готовы встретить Господа, что невидимо грядет, и приветствуют Его как Победителя ада и смерти. Эти ветви священник святит, то есть благословляет. «Процессия с вербами (пальмами) является, с одной стороны, памяткой о давнем историческом событии, а с другой — нашими шагами вместе с Христом к жертве, которой сегодня является Служба Божья. Провозглашая Христа Царем, мы тем самым соглашаемся с тем, что наша дорога к Отцу всегда пролегает через крест», — объясняют богословы.

В Украине под церковь заранее привозят много вербовых ветвей. «Был когда-то в Украине обычай носить освященную вербу из церкви в церковь, — писал Олекса Воропай в своей книге „Звичаї українського народу“. — Так, в Харькове в Вербное воскресенье ученики вместе с воспитателями и учителями торжественно несли святую вербу от городской приходской церкви Святого Дмитрия до „коллегиюма“. А в слободе Котельва, Ахтырского уезда, народ во главе с духовенством ежегодно носил вербу от Троицкой церкви до Преображенской».

Когда-то хозяева, возвращаясь из церкви с освященной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на берегу реки, на огороде или на улице по несколько ветвей: «щоб росла Богові на славу, а нам, людям, на вжиток»; а остальные оставшиеся несли в дом и ставили в красный угол под святыми образами. Ребятня била друг друга святою вербой возле церкви и по дороге домой, приговаривая:

«Будь великий, як верба,

А здоровий, як вода,

А багатий, як земля!»

Марія Остерська, опубликовано в газете Україна молода

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]