Мария Спирово: Мы имеем режимы-ренегаты - Венгрию, Польшу, Болгарию

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото предоставлено автором

«Значительная часть властной сети, которая правила в Болгарии во времена коммунизма, не демонтирована до сих пор». Уже второй месяц подряд в Болгарии не утихают протесты.

В издании "Тиждень" поговорили с болгарским публицистом Марией Спировой о причинах протестов, внутренней политической ситуации, а также общих для восточноевропейских стран проблемах.

- Болгария вошла в состав ЕС в 2007 году. С тех пор это уже вторые такие большие протесты, и спровоцировала их единственная проблема - коррупция. Почему она так непобедима в Болгарии даже на 13-й год членства в ЕС?

- Это большой и сложный вопрос. Стоит начать с того, что в Болгарии переход от коммунистического режима к свободной рыночной экономике был, мягко говоря, несовершенным. По сути, значительная часть властной сети, которая правила в Болгарии во времена коммунизма, не демонтирована сих пор. Почти половина наших дипломатов имеют агентурное прошлое, то есть были агентами Комитета государственной безопасности Болгарии. Например, все те группы людей, которые контролировали экспорт и импорт, разнообразную инфраструктуру, доступ к различным силовым структурам (полиция, спецслужбы), во многом до сих пор неприкосновенны. В 1990-х мы сделали приоритетной экономическую дерегуляцию, но мало реформировали судопроизводство.

На эту тему: Польские лихие 90-е

При коммунистическом режиме суды не были независимыми. Они не знают, как быть независимыми. Это не их функция. Поэтому в Болгарии никогда не было своего периода посткоммунизма, где внимание было бы сфокусировано на том, что три независимые ветви власти должны быть на самом деле независимы друг от друга. Благодаря этому сегодня генеральный прокурор является фактически неприкосновенным. Не существует учреждения, которое могло бы контролировать его каким-либо образом. В конце концов, он имеет более ограниченную власть, чем фактическая исполнительная власть. Это все является достоянием с 1990-х годов, когда царил экономический хаос и когда люди просто не могли сосредоточиться на том, что было важным для создания независимой судебной власти. Другое дело, похоже на то, что происходило в Украине и России в 1990-х, - это рост мафии. Люди в большинстве своем не могли рассчитывать на государство в защите частной собственности или удовлетворении базовых потребностей в продуктах питания и доходах - и этот пробел заполнили определенного рода банды. Это способствовало очень устойчивой феодализации Болгарии.

Через 30 лет переходного периода мы дошли до того, что группы, которые начались как рэкет или организованная преступность, в разных уголках страны превратились в партии или политические силы. Последнее, что очень важно: в Болгарии есть мусульманское меньшинство, которое претерпела сильные репрессии при коммунистическом режиме. В результате своеобразной бархатной революции они присоединились к партии «Движение за права и свободы». Сначала ее рассматривали как партию, которая должна представлять мир в Болгарии, но по факту это феодальная система, контролирующая турецкое меньшинство. Есть определенные регионы, где «Движение» - доминантная группа. Я встречаю разных переселенцев, покинувших регионы, чтобы освободиться от гнетущей силы этой партии. Она заставляет их определенным образом голосовать и обычно имеет полный контроль над их жизнью. Единственный способ для них освободиться от этого - эмигрировать. Период транзита в Болгарии был очень похож на то, что происходило в Украине. Он не искоренил старые элиты, и им удалось оставаться у власти посредством косметических изменений.

- Но Болгария - член ЕС уже 13 лет. Неужели членство не способствует лучшему развитию?

- То, что происходит в Венгрии или Польше - фактически зеркальное отражение событий в Болгарии. Думаю, ЕС как цель работает значительно лучше для поощрения определенных реформ. Только страна попадает в Евросоюз (а ЕС базируется на равенстве, вам доверяют так же, как Германии), то вам доверяют в том, что вы имеете независимые институты, рабочее судопроизводство и можете самостоятельно расследовать коррупцию. Но мы имеем режимы-ренегаты - Венгрию, Польшу, Болгарию, где властная структура массово воспользовалась всей этой необычной щедростью ЕС, его фондами, престижем принадлежности к этому клубу стран. Но воспользовалась всем этим наоборот. Они использовали структурные фонды, бюджет ЕС для обогащения определенного круга лиц, которые могут прибегать к гнету в определенных регионах или секторах (например, медиа).

Вряд ли ЕС когда-нибудь думал, что такое может случиться. Проект ЕС несколько идеалистичен. Он предусматривает, что правительства, в конце концов, являются хорошими или же они имеют совесть и уйдут в отставку, если навредят. К сожалению, с нашим багажом в нашей части мира это не работает. Это не часть нашей политической культуры.

- Почему предыдущие протесты 2013-2014 годов не создали партии, которая действительно имела бы влияние в стране?

- Партия «Реформаторский блок» образовалась как некий продукт протестов 2013-2014 годов. Но дальше она вошла в коалицию с «Граждане за европейское развитие Болгарии" (ГЕРБ) - руководящей партией после новых выборов. И все посыпалось. ГЕРБ не собиралась выполнять коалиционное соглашение. Она приняла к себе «Реформаторский блок», но по факту использовала это для того, чтобы вернуть себе власть, и не раз блокировала те вещи, которые министры от этой партии пытались провести. Именно поэтому Христо Иванов, лидер партии «Да, Болгария», вынужден был подать в отставку, а коалиция расформировалась. Проблема 30-летнего транзита к демократии в том, что мы имеем фрагментированное общество. В стране с населением 7 млн почти миллион болгар живет за границей. У нас многие на самом деле боятся за свое выживание, люди в маленьких городах не имеют времени на протест, потому что вынуждены заботиться о своей семье. Кроме того, многие вещи, происходящие в больших городах, им безразличны, потому что они имеют меньше свободы.

Когда вы пробовали что-то изменить в системе, а она успешно противостояла этому (как это произошло в 2013-2014-м), вам надо вернуться на то место, с которого начинали. И мы сейчас здесь. Мы стараемся перезапустить систему, но, к сожалению, система, ее создала ГЕРБ, мощная на местах. Например, мы видим, что в столице люди менее очарованы ГЕРБ и больше хотят голосовать за альтернативные партии. Но в селах источники прибыли ограничены и часто зависят от государства или от частного сектора, которым владеют люди, непосредственно связанные с государством, что исключает конкуренцию. Поэтому здесь люди, конечно же, сотрудничают с теми силами, которые есть.

- Как начались протесты? Можем ли мы говорить, что протесты 2013-2014-го и нынешние начались фактически из-за одного человека - Деляна Пеевского?

- Нет, здесь ситуация несколько иная. Делян Пеевский и Ахмед Доган - представители партии «Движение за права и свободы». Она представляет турецкое меньшинство в Болгарии. Проблема этой партии в том, что ее на самом деле интересует не что иное, как бизнес-интересы. Ахмед Доган - основатель этой партии. Он был ее лицом на протяжении всего периода трансформации. Он очень известен. Кроме того, его боятся и ненавидят. Но он ушел в отставку и теперь занимает должность почетного президента. Делян Пеевский стал его наиболее видным протеже в очень молодом возрасте. В Болгарии считают, что он слишком быстро сделал карьеру, что сложно объяснить, учитывая его компетенции.

В 2013-м была попытка сделать его главой фактически ключевого института, который расследует коррупцию, - Государственного агентства по национальной безопасности (болг. Държавна агенция «Национална сигурност», или ДАНС. - Ред.). Это спровоцировало протесты 2013-2014 годов, поскольку его имя фактически связано с самыми коррупционными схемами в сфере медиа и дистрибуции в стране. Он также контролирует сектор табачных изделий и связан с различными контрабандными скандалами.

Нынешние протесты спровоцировали события вокруг приморской резиденции Ахмеда Догана. Проблема в том, что, по болгарским законам, пляж не может быть частным - это государственная собственность. Но он пошел против этого хорошо известного правила при молчаливом сотрудничества местной администрации (которую, очевидно, сформировали представители партии ГЕРБ) и государственной администрации. Это был действительно довольно вопиющий административный жест. Об этом знали уже некоторое время. Люди были столь беспомощны, что не знали, что с этим делать. И однажды утром Христо Иванов, бывший министр юстиции, которому пришлось покинуть свой пост (ему не дали провести реформу системы правосудия), и в то же время основатель партии «Да, Болгария!», взял надувную лодку (ибо государственная дорога, которая вела к этому пляжу, была заблокирована, а это также запрещено законом) и подплыл к пляжу.

Оказывается, этот пляж охраняли представители бюро госбезопасности. Обычно они охраняют политиков высокого ранга: спикера парламента, премьер-министра. Ахмед Доган точно не относится к этой категории. Эти люди не только охраняли собственность Догана, но и затеяли драку с Христо Ивановым и его коллегами, приплывшими туда. Это все превратилось в национальный скандал, ведь Христо Иванов пытался доказать, что любой гражданин имеет право находиться на том пляже. Такая ситуация объясняет, что мы имеем государство, где полностью преобладают частные интересы. Государство не дает возможности гражданам использовать свои права, что и спровоцировало протесты в определенный момент.

- Болгарский премьер-министр Бойко Борисов пообещал уйти в отставку. Ожидаете ли вы на внеочередные выборы? Чем, по вашему мнению, может закончиться эта ситуация?

- Премьер-министр дважды отмечал свое желание подать в отставку лично, но потом отступал. Сейчас мы оказались в ситуации, когда он больше не намерен этого делать. Он пытался договориться, говоря, что ему нужно сохранить свое правительство. Для него чрезвычайно важно сохранить это правительство до очередных выборов, потому что, как известно, ЕС сейчас дорабатывает бюджет и помощь из-за вспышки коронавирусной болезни (разговор состоялся до 15 августа, когда Бойко Борисов условием своей отставки назвал изменение конституции. - Ред.). Мы говорим о €29 млн.

Бойко Борисов очень хочет, чтобы его правительство распределяло эти деньги. Причины здесь очевидны: таким образом он удерживает власть в Болгарии, раздавая деньги ЕС людям из его силы, действующим на местах. Поэтому для него это неудобные протесты. Он дважды якобы предположил эту идею: вы прекратите, если я подам в отставку. Но люди решили, что это не то, ведь нам надо менять систему.

Поэтому он в ловушке в этой позиции. Пожалуй, лично он хотел бы подать в отставку и избавиться от этого стресса, но, к сожалению, он в заложниках тех интересов, которые культивировал в течение своего правления. Если он уйдет в отставку, люди на улицах скажут, что хотят отставки всего правительства и генерального прокурора. Протестующие требуют внеочередных выборов. Мы четко осознаем: если мы оставим парламент таким, как он есть сейчас, без настоящей оппозиции, он и дальше будет штамповать решения этого правительства, даже если его переформатируют.

- Но имеют ли продемократические силы возможность сформировать большинство в парламенте после внеочередных выборов?

- На самом деле, поскольку мы в такой плохой ситуации, не стоит ожидать, что один круг внеочередных выборов разрушит нынешнюю систему. Лучшее, на что мы можем сейчас надеяться (именно поэтому я говорила все время о парламентской оппозиции), - это получить часть мест в парламенте и восстановить там настоящую оппозицию. Сейчас социалисты постоянно сотрудничают с ГЕРБ по ключевым законодательным проектам, чтобы закрепить свое место. На сегодня мы имеем парламент, где все партии в сотрудничестве друг с другом, чтобы сохранить статус-кво. Все, чего мы можем достичь на внеочередных выборах, - это провести в парламент несколько депутатов, которые смогут работать как настоящая оппозиция и таким образом добывать себе дальнейшую поддержку.

В общем ситуация такая: ГЕРБ теряет поддержку, но все еще лидирует как парламентская партия. Социалисты - вторые, но партия «Да, Болгария» может быть третьей. Мы должны вернуть себе парламент шаг за шагом, потому что это место, где формируется будущее демократии. Все, что нам нужно, - с чего-нибудь начать.

На эту тему: Долгий путь Украины: от Революции распада к Революции достоинства

- Социалистическая партия Болгарии считается чрезвычайно пророссийской политической силой, пока она вторая в парламенте. Как вы оцениваете российское влияние в стране?

- Я не думаю, что кто-то в Болгарии сомневается, что влияние России на страну, особенно через такие проекты, как «Турецкий поток», а ранее «Южный поток», чрезвычайно сильное. Также надо учесть гибридную войну, которую Москва развязала в виде фейковых новостей и различных кампаний, связанных с жестким православием. Есть много вещей, которых мы не знаем об этом влиянии, но никто из нас не хочет его недооценивать. Например, Болгария летом является домом для 300 тыс. граждан России, имеющих собственность вокруг морского побережья. Многое из того, что происходит в приморских домах, кажется подозрительным и вызывает беспокойство. Например, это могут быть тренировочные базы. Существуют различные парамилитарные организации в стране, в отношении которых есть подозрения, что они имеют, по крайней мере, частичное российское финансирование. Протесты и выборы - это то, что мы можем сделать как демократические граждане. Если нам удастся восстановить хоть какую-то независимость для наших ключевых институтов, возможно, мы сможем оказывать определенное противодействие.

Ольга Ворожбит,  опубликовано в издании  Тиждень


На эту тему:

 

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]