«Греков ждет нищета» - Михаил Хазин

|
Версия для печатиВерсия для печати

Известный российский экономист о причинах демарша властей Греции и вариантах развития событий в этой стране. И в мировой экономике: «...Единая сегодня глобальная экономика распадется на кусочки. И каждый кусочек будет выживать по-своему».

Когда казалось, что ситуация с дефолтом в Греции хотя бы на время урегулирована, а Европа продемонстрировала всему миру умение согласованно решать самые сложные финансовые вопросы, грянул гром. Громовержец - премьер -министр Греции. Который, не поставив в известность основных кредиторов, внезапно объявил о необходимости посоветоваться с соотечественниками - принимать ли помощь от соседей по Евросоюзу.

Шаткий мир и покой вновь разрушен, чего ожидать дальше - не знает никто. Мало кто даже решается на долгосрочные прогнозы. Как будет развиваться ситуация вокруг Греции, чего ждать мировой экономике и глобализированному обществу?

Известный российский экономист Михаил Хазин традиционно пытается просчитать ситуацию, отвечая на вопросы радио «Эхо Москвы». Некоторые выдержки из него «Аргумент» счел нужным привести в нашей рубрике «Сам сказал».

«Греция, когда вошла в зону евро, и еще до того в ЕС, она же фактически потеряла то, что в СССР называлось местная промышленность. То есть то, что работает на местный ширпотреб. Потому что это стало нерентабельно в условиях, когда невозможно свою валюту девальвировать. И поэтому если сегодня Греция откажется от евро, то в этом случае они впадут в нищету, потому что у них не будет денег покупать импортную продукцию.

А если она не выйдет из зоны евро, то они все равно не смогут покупать импортную продукцию, потому что у них не будет все равно денег. У них условно говоря, если они останутся, то зарплата в евро будет очень низкая. А если они выйдут, то у них в драхмах зарплата может и будет сильно выше, чем сейчас, но драхма относительно евро будет сильно меньше. То есть и так и так греков ждет нищета. Что собственно их сильно и раздражает. Но разумеется им нужно отказываться от выплат всех этих сумасшедших долгов, тем более как показывает опыт, пока все попытки затянуть пояса кончаются тем, что ВВП падает быстрее, чем долг.

(По итогам грядущего кризиса - «Аргумент») объем экономики мировой сократится, по нашим оценкам объем мировой экономики сократится на 30-35%, это масштаб великой депрессии 30-х годов, объем европейской экономики сократится в два раза, американской – на 55-60%. И при этом доля финансового сектора сократится еще сильнее. То есть доля финансового сектора, он опустится в 5-6-7 раз. Это создает целую кучу разных проблем, в том числе социально-политических. Потому что в процессе исчезает главный механизм, которым элита контролирует массы. Это так называемый средний класс. Он жил на кредитные деньги, и сегодня вам кредит больше не дают, в результате вы объясняете человеку, который привык, что у него есть квартира, машина, еще чего-то и при этом, если он ведет себя правильно, то он живет завтра лучше, чем сегодня. А тут выясняется, что у него квартиру отбирают, машину отбирают, он ничего получить не может…

Так вот в условиях падения жизненного уровня всегда начинают вылезать идеи справедливости. А идеи справедливости сегодня в мире, есть базовых три направления. Направление первое. Это справедливость религиозная. Христианская, неважно, буддистская, исламская. Здесь на первом месте ислам, который очень активно сейчас идет всюду, причем в нашей стране и во многих других странах. Просто потому что он более активен. Но у него есть одна слабость очень сильная базовая. Которая состоит в том, что исламская модель экономики совершенно с современной экономикой не корреспондирует.

И поэтому ни одна исламская страна на своей исламской основе сделать индустриальное общество не сумела. Вторая модель это модель - националистическая справедливость. То есть, есть наши, неважно, русские, немцы и враги. И враги во всем виноваты. Поэтому нужно врагов раскулачивать и поднимать общество. Это фашизм для Европы и это вполне себе европейская базовая ценность. Я напоминаю, что в 30-е годы от Балтийского моря до Средиземного была такая сплошная череда фашистских режимов.

Наконец третье это идеи социалистические. Они на самом деле если говорить об экономике, базируются на очень простой идее – мы не можем отменить ссудный процент, да, он запрещен, и исламом жестко и христианством осуждается. Но, тем не менее, современная индустриальная цивилизация, кстати, которая обслуживает 7 млрд. человек на земле, а если мы вернемся к экономике 16 века, то их сколько должно остаться – полтора миллиарда, а остальных куда девать. Так вот мы не можем поэтому отменить ссудный процент, но мы зато можем запретить частное присвоение ссудного процента. Это социалистическая идея. Обобществить его, ссудный процент получает государство, а банки или полугосударственные или совсем государственные.

А тут есть минусы свои, потому что такая цивилизация развивается более медленно, чем цивилизация, в которой есть индивидуальная активность. Но с другой стороны зато она позволяет увеличивать сильно общий спрос. Потому что в ней нет откровенно бедных. Ведь что сейчас произойдет, современная западная цивилизация как впрочем и социалистическая, она построена на спросе. То есть вы можете производить только в том случае, если понимаете, кому вы продадите.

Если у людей денег нет, спрос может быть только обеспеченный деньгами. Если у людей денег нет, это не потребители. Они вам не интересны. Если у вас исчезает средний класс, то вы неожиданно обнаруживаете, что вы не можете производить целую кучу разных технологических вещей. Просто потому что их некому продать. Очень многие сегодняшние вещи существуют лишь поскольку существует массовый спрос. Это базовая проблема. Она сегодня в таком виде либеральными экономистами не признается. Они не признают проблему спроса. Они считают, что спрос это вещь психологическая. Что если у человека есть желание и вера, то он возьмет кредит и купит.

Скорее всего, вся эта единая сегодня глобальная экономика распадется на кусочки. И каждый кусочек будет выживать по-своему. Там упадет жизненный уровень, там упадет технологичная… Кто-то попытается пойти по исламскому пути, кто-то по социалистическому. Кто-то по христианскому... например, может оказаться, что где-то будет такой баасистский сплав. Исламская идеология, исламская справедливость и социалистическая экономика. Это абсолютно дееспособная структура. Или христианская справедливость и социалистическая экономика. Тоже абсолютно дееспособная ситуация. Или фашистская экономика и католическая справедливость. Это тоже возможно. То есть на самом деле у нас есть много разных вариантов, я думаю, что лет через 10-12 мы увидим, как это все будет происходить» (М.Хазин)..

Подготовила Татьяна Шалимова, «Аргумент»


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]