Черная звезда Чернобыля

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Жизнь и атмосфера Зоны в фотографиях.

Фотожурналист Артур Бондарь более 50 раз побывал в Зоне отчуждения и даже пожил некоторое время вместе с самоселами на берегу Припяти. Он рассказал Фокусу, как появился фотопроект "Тени звезды Полынь" и почему туристические поездки в Чернобыль превратились в индустрию абсурда.

О поездках в Зону

В первый раз я поехал в Чернобыль в 2007 году, когда делал репортаж об открытии мемориальной таблички одним из депутатов Верховной Рады к очередной годовщине трагедии на ЧАЭС. Событие было скучное, поэтому я быстро отснял открытие, и у меня осталось свободное время, чтобы погулять одному. Именно во время этой прогулки я проникся Зоной.

На следующий год я точно знал, что хочу туда вернуться. Так я начал ездить в Зону отчуждения все чаще и чаще.

В тему: Чернобыль, 30 лет спустя. Причина катастрофы могла быть иной

Мне очень нравилась природа, а также люди, которые там живут. Был поражен, насколько природа способна перерождаться после катастрофически пагубной деятельности человека. Я четко осознал, что Зона — это вовсе не мертвое и безжизненное место, огражденное колючей проволокой. Она намного живее, чем думает большинство людей.

Почему люди едут в Чернобыль и остаются там жить? Для меня ответ на этот вопрос довольно очевиден: это их родная земля! Они не могут по-другому. Молодым людям запрещено жить в Зоне, поэтому все, кто там живут как самоселы, пожилые. Вся их жизнь прошла здесь. И после того как на этой земле произошла трагедия, они не стали любить ее меньше. Эта земля их тянет к себе. К тому же многие из тех, кто вернулся сюда, не смогли выжить в больших городах.

Большинство людей, живущих там, в принципе не понимают, что такое радиация и чем она опасна. После Чернобыльской трагедии в Советском Союзе очень долго просто скрывали информацию от людей, о радиации тогда никто не говорил.

О налаженном быте

Люди в Зоне живут в тех же домах, в которых жили до трагедии. Они очень открыты и доброжелательны. В одну из моих поездок я забыл взять с собой палатку, и мне просто дали ключи от соседского дома и сказали: "Живи сколько нужно, соседи все равно уехали на "большую землю" (так они называют территорию вне Зоны).

В домах есть электричество, а воду они берут из более или менее чистых колодцев. Те же колодцы, которые были сильно загрязнены радиацией, забили досками или засыпали. Самоселы живут, как и большинство людей в обычных деревнях, за счет земли и всего того, что на ней выращивают. Также в хозяйстве есть куры, гуси, свиньи и кони, а вот коров держать запрещено.

"Если у тебя в душе нет уважения к этой территории, Зона точно убьет тебя. Но если твое сердце полно сочувствия и сострадания к этой земле и людям, положившим свои жизни здесь, то Зона тебя не тронет"

Николай Якушин, настоятель единственной действующей церкви в Чернобыльской зоне

На протяжении всего времени пребывания в Зоне я ел то же, что и люди, живущие здесь. Раз в неделю в села приезжает автолавка, где самоселы могут купить необходимые продукты.

О дяде Саше

Самый запоминающийся человек, которого я встретил там, — это Александр из села Страхолесье. Оно находится практически возле границы с Чернобыльской зоной, на берегу реки Припять. Мы встретились с ним на местной свадьбе, и после этого он много раз приглашал меня к себе. Александр, или дядя Саша, как мы его звали, работал водителем во время ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Он много рассказывал о том времени и очень хорошо знал Зону.

Дядя Саша, как и остальные сельчане, живущие рядом с колючей проволокой, часто ходил в Зону собирать грибы и ягоды, хотя это запрещено законом. Но для многих людей это единственный способ выжить. В 2013 году он умер.

Об уважении

До поездок в Зону у меня не было каких-то сложившихся стереотипов о Чернобыле, да и сама эта тема тоже никогда меня особо не интересовала. Когда случилась авария, мне было всего три года, поэтому моих личных четких воспоминаний о том времени нет. Однако я был действительно впечатлен атмосферой Зоны, когда туда попал. Сложно объяснить, но это точно больше, чем экзотика заброшенного места, в котором долгое время никто не живет.

Чернобыльскую зону я фотографировал на протяжении восьми лет. Для меня эти места — тайна, мистика. Так что моей целью было показать и передать всю "мистику" Зоны отчуждения — земли, пропитанной человеческими страданиями и болью.

Очень важно говорить на тему Чернобыльской катастрофы и ее последствий, особенно в Украине. Это наше тяжелое наследие, которое нужно переосмысливать, делать выводы. Поэтому я думаю, что образовательные поездки в Зону нужны. Но, к сожалению, сегодня туристические экскурсии туда стали огромной коммерческой индустрией, не преследующей ничего, кроме получения денег. Например, в прошлом году меня пригласила одна из таких организаций поехать в туристический тур на празднование Нового года в Чернобыле. На мой взгляд, это абсурд.

Мой проект "Тени звезды Полынь" и одноименная книга, которую я издал, сделаны в память о земле и людях, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Этот проект — напоминание для всех о том, как легко потерять баланс и гармонию между природой и человеком.

Николай Якушин, настоятель единственной действующей церкви в Чернобыльской зоне, как-то сказал: "Если у тебя в душе нет уважения к этой территории, Зона точно убьет тебя. Но если твое сердце полно сочувствия и сострадания к этой земле и людям, положившим свои жизни здесь, то Зона тебя не тронет".

Город-призрак Припять. Пустые многоэтажные дома возвышаются над почти поглотившими город деревьями

Лодка, застывшая на берегу возле некогда одного из крупнейших речных портов в Чернобыльской зоне

В тему: Афера продолжительностью 13 лет. Как директор режимного объекта устроил из Чернобыльской АЭС семейный бизнес

Александр стоит возле границы Зоны отчуждения, которая представляет собой забор из колючей проволоки. Мужчина долгое время работал в Чернобыльской зоне ликвидатором. Он вывозил на МАЗе, обшитом свинцом, радиоактивные отходы. Умер в 2013 году

Люди, которым официально разрешили жить в Зоне, питаются всем, что выращивают собственными руками на этой земле. Также у них есть домашнее хозяйство

Обитатели Зоны очень мало знают о радиации, а на вопросы они часто отвечают, что уже привыкли и не боятся

Подготовка к похоронам. Ульяна Прокоповна была самой старой жительницей села Страхолесье (5 км от Зоны). Ей было 96 лет. Большинство людей, живущих в селах вокруг Зоны, — пожилые, поэтому смертность здесь значительно заметнее, чем где-либо

Жители села Медвин у самой границы Чернобыльской зоны

Рыбалка в Зоне строго запрещена. Но у людей просто не остается выбора. Чтобы прокормить семьи, им приходится ловить рыбу, охотиться, собирать грибы и ягоды, несмотря на запреты и штрафы.

В тему: Взрыв на Чернобыльской АЭС - документами КГБ УССР

Пасха в Ильинской церкви — единственной действующей в Чернобыльской зоне

Работники Чернобыльской атомной электростанции выезжают на автобусе из Зоны отчуждения

Евгения Королёва, фото: Артур Бондарь; Фокус

В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У четвер в Україні сухо, заморозки в Карпатах і на Київщині
19:01
"Укренерго" обмежило поставки електроенергії для бізнесу по всій Україні з 18:00, на черзі населення
18:05
Сатира для бидла: про "естрадний гумор" в нашій спливаючій кров’ю країні
17:48
Посли ЄС схвалили надання Україні прибутків від заблокованих активів рф
16:07
Зерновий барон Олег Кіпер: як один чиновник взяв під ручний контроль 85% агроекспорту України і казково багатіє під час війни
15:32
Рада затвердила добровільну мобілізацію ув'язнених і визначила, кому не можна
14:10
Великдень та Різдво улюблені свята українців, День перемоги важливий для 11% (ОПИТУВАННЯ)
14:08
Топ-5 советов по подготовке к экзамену IELTS
12:03
Віросповідання не є законною підставою для неявки до РТЦК – суд
11:07
«Світ проспав відродження нацизму 24 лютого 2022 року»: звернення Президента України в День пам’яті та перемоги над нацизмом у Другій світовій війні

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]