На дне русскокультурности и «внеполитизма»

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото дня

«Совок» имеет свойство воспроизводиться в извращенной форме, заражая души тех, кто в нем никогда не жил

Лариса Артюгина (на фото), украинский режиссер-документалист, чьи работы в студии «Вавилон 13» стали портретом времени, поделилась в соцсети подробностями своей поездки в Вильнюс. А именно рассказом о «днях российской культуры», которые госпожа Лариса решила посетить, чтобы найти поддержку культурных деятелей в благородном деле освобождения Олега Сенцова. «Это и есть интернациональное Дно российской культуры», — написала она в итоге. Женщине не то что не удалось сплотить вокруг трагедии украинского режиссера людей, которые претендуют на определенное культурное движение, но и кое-где ситуация была по-настоящему угрожающей.

Госпожу Ларису оскорбляли, признавались ей в ненависти. Мол, портит трети Вильнюса «праздник» своим одиночным пикетом и надписью #SaveOlegSentsov. А самым выразительным оказалось поведение маленьких детей, которые копируют предпочтения родителей. Так, по словам госпожи Ларисы, совсем еще малыш время от времени отбегал от своей семьи, которая неподалеку от пикета в поддержку Сенцова пила водку, и имитировал стрельбу из игрушечного автомата по женщине, которая держала плакат. «А второй малыш, проходя мимо, выпустил в меня очередь мыльных пузырей. Это было кинематографично — красно-черный плакат с наручниками и словом SOS в тумане мыльных пузырей, разлетевшихся во все стороны», — пишет режиссер. Кажется, если бы пикет проходил не посреди литовской столицы, а где-то в российской глубинке, одинокую женщину с плакатом эти «представители великой культуры» могли и разорвать.

Сколько раз приходилось слышать, что смена поколений развеет советский мрак? Тезисы, что экономический рост, европейские стандарты жизни, терпение и время постепенно изменят картину социума звучат от экспертов чуть ли не ежедневно. Есть определенная самоуспокаивающая мантра будто к русской идее пристают как правило люди преклонного возраста — те, что ностальгируют по советской молодости. Дескать, стоит им отдохнуть уже с богом, и картина изменится.

Но на самом деле это не так. Реальность доказывает, что мы врем сами себе. «Совок» имеет свойство воспроизводиться прямо на наших глазах в искривленной извращенной форме, заражая души тех, кто в нем никогда не жил. Все это лишний раз доказывает ошибочность и недальновидность тех возрастно-демографических теорий роста национального сознания, которые мы с вами, уважаемые, нафантазировали себе 20 лет назад.

«Русский мир» — это не только сознательный выбор его ценителей. Он, как молодая, но уже распространена идеология, почему-то кажется своим деморализованным адептам даже более привлекательным, чем патриотическая позиция.

Социологическая группа «Рейтинг» недавно обнародовала опрос украинцев, в рамках которого, кроме рейтингов политиков и поддержки определенных политических проектов, исследовались ценностные основы трех возрастных групп, которые имеют право голосовать на выборах. Посмотрите, как на одни те же вопросы относительно понимания проблем отвечали люди в возрасте от 18 до 35 лет и от 51:

Также оказалось, что, по мнению молодых украинцев, с культурой, ценностями, морально-этическими предпочтениями Украина больше похожа на Россию, чем на Запад. Причем, молодежь видит здесь больше сходства, чем представители старших поколений:

Дело в том, что сравнение Украины с Россией, когда речь идет про экономику, правовую систему — может быть логичным и оправданным. Чего греха таить, как бывшая колонизированная территория, наша страна действительно имеет экономику очень подобную к стране-оккупанту, из-за построенной оккупационно-советской системы, которая до сих пор хранится в Украине хоть и в несколько измененном и «цивилизованном» виде. Когда речь идет про законы, права, взаимодействие гражданина и государства — Украина уже не Россия, но еще точно не западный мир.

Но когда речь идет о культуре, морали, ценностях, принципах, то ощущение принадлежности к одному из центров притяжения — европейского или советско-российского — скорее свидетельствуют о самоидентификации. Ведь немец никогда не будет думать о себе, как о потомке азиатской империи Чингисхана. Он будет считать себя европейцем, даже если все остальные жители Германии вокруг него будут казаться ему варварами.

Мы же видим, что молодые украинцы, которые хотят в Европу, желают стране вступления в НАТО и хотели бы жить в процветающей Украине, все же связывают себя с «близкой культурой» бывшей метрополии. Это свидетельствует о том, что советская ментальность самовоспроизводится в сознании молодых людей. «Русский мир» заражает души украинских детей ложным представлением о культурном родстве и общих корнях. Таким образом он пускает метастазы в наше украинское будущее, навязывая молодежи убеждение, что Украина не связана с Европой ни культурно, ни ценностно.

Как это мы с вами смогли вырастить поколение юношей, которые в вопросах войны, идентификации с Россией, веры в свою страну ничем не отличается от пенсионеров, молодость которых прошла в Советском Союзе, а кое-где еще более находится в «совковом» ментальном пространстве, чем их бабушки и дедушки? Можно, конечно винить телевидение, нереформированную систему образования, плохой уровень жизни. Но в странах Балтии, где уровень жизни в десятки раз лучше Вологды или Уфы, «русский мир» тоже растет и процветает.

Почему молодые, родившиеся во время независимости, так легко становятся добычей российской пропаганды? В первую очередь из-за отсутствия предохранителей в виде критического мышления и самоидентификации свободного человека из свободной страной, гражданами которой они являются.

Давайте вспомним фразу, которую хотя бы раз в жизни повторял любой американец: «Здесь свободная страна, я знаю свои права». У адептов «русского мира» в Украине гражданские свободы ассоциируются с «правом» приближать захват своей страны русскими танками.

Но «русский мир» — это не только те, кто продвигают захватнические идеи, но и те, кто равнодушен к таким угрозам. Самые «продвинутые» певцы, эксперты, деятели культуры демонстрируют равнодушие к национальным интересам, как определенную черту, которая сделала их богатыми и успешными. «Я выше политики». Сколько раз мы слышали эту «формулу успеха» даже от политиков, когда речь заходит о национальной безопасности и российско-украинской войне?

Те, кто сегодня пытаются создать себе образ западников, модерновых публичных лиц, по сути, распространяют российский дискурс и русскромирскую модификацию «совка» с его «миром, дружбой и жвачкой».

Первая причина, почему советское мировоззрение возвращается в публичный дискурс, заключается в том, что кумирами для украинской молодежи через социальные сети и интернет продолжают становиться представители страны-агрессора — Дуди, Басты и Шнуры. По сути, эти персонажи продвигаются российскими пропагандистами как лидеры мнения для молодежи на всем постсоветском пространстве. Их кажущаяся «внеполитичность» — такой же продукт кремлевской пропаганды как и «крымнаш», только направлен на другую аудиторию. Не хочешь активно поддерживать путинизм? Хорошо, вот тебе хорошо отмодерированный «внеполитикой» — главное, не вмешивайся и не мешай. Тупей на вечеринках, гоняйся за деньгами и не путайся под ногами у Кремля.

Толерантность к нео-имперской русской мысли, которая очень удачно мимикрирует под псевдо либеральную, является отсутствием морального стержня, что делает возможным уязвимость украинской аудитории к такому воздействию.

А вторая причина кроется в причастности украинского псевдолиберального дискурса к российским имперским ценностям. Не сложно заметить, что те самые идеи о несовременности патриотизма, все эти «выше политики» транслируют уже украинские политики и общественные деятели, старательно подражая своим российским кумирам.

Возможно ли встретить немецкого публичного деятеля, который бы вполне серьезно говорил, что он в своей борьбе с коррупцией выше смерти немецких граждан от вражеских обстрелов? Есть ли будущее у молодого американского конгрессмена, если он начнет уверять, что не стоит отвлекаться на потери американской армии, если хочешь наслаждаться футбольным чемпионатом? А в Украине молодые, успешные, креативные политики и общественные деятели совсем не сторонятся таких заявлений, которые, будем откровенны, полностью повторяют слова российских пропагандистов.

Ну и не надо исключать возможность того, что такая позиция общественных деятелей, скорее всего, неплохо оплачивается государством-оккупантом.

Советский Союз когда-то называли тюрьмой народов. Интересно, что именно так до Октябрьского переворота называли Российскую Империю. Имперская идея, которая основывается на уничтожении национальной идентичности порабощенных «окраин», нашла свое отражение в концепции «русского мира», о котором Владимир Путин как-то сказал: «Границы России нигде не заканчиваются».

«Русский мир» — это подмена понятий, при которой все национальное показывается как архаичное, варварское, пещерное, а имперское и наднациональное — как модерное, современное, высококультурное. Молодым людям может казаться, что они пристают не на идею «русского миру» или советского мира, — но в действительности их привлекает рекламная обертка, в которую заворачивают антиукраинские «ценности».

Противостоять этому может только одно — всестороннее содействие развитию современного национальному продукта: языка, культуры — всего того, что может составить конкуренцию наднациональному яду. И продвижение этого современного национального продукта через современные каналы коммуникации.

Опубликовано на сайте телеканала ESPRESO 


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]