Наше студенчество за границей: распрощаться не сможем вернуть?

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Год назад министр образования и науки Украины заявила, что остановить отток студенчества из Украины можно только с помощью улучшения качества высшего образования. Возможно ли и, главное, нужно ли останавливать? Рассмотрим пример Чехии.

Вопрос массового выезда украинского студенчества в иностранные университеты регулярно всплывает среди политиков и общественных деятелей.

Год назад министр образования и науки Украины заявила, что остановить отток студенчества из Украины можно только с помощью улучшения качества высшего образования.

Возможно ли и, главное, нужно ли останавливать? Рассмотрим пример Чехии.

Именно в этой стране украинское студенчество достаточно хорошо интегрируется. Об этом говорится в исследовании аналитического центра CEDOS.

61% говорит на чешском на уровне, достаточном даже для всех университетских нужд, а для повседневного употребления владеют языком почти все опрошенные. 80% опрошенных имеют опыт на чешском рынке труда. 45% говорят, что общаются наполовину или преимущественно с чехами и чешками.

Ожидаемо, что у многих из них шансы успешно остаться в Чехии при таком уровне интеграции достаточно высоки. Возможно ли остановить людей, которые уже так много сделали, чтобы эмигрировать?

В тему: Образование в США: от полового воспитания до студенческих братств

Кажется, по крайней мере к тем, кто уже выехал и отучился, нужно искать другой подход. Что-то вроде налаживания мостов, а не физического возвращения. Строить с ними связь, которая может быть полезной для международного и дипломатического сотрудничества.

Но что делать с теми, кто еще только планирует выехать? Сразу смотреть на них как на диаспору?

Обратите внимание: желание жить именно в Чехии - у меньшинства тамошнего украинского студенчества. Его отметили 37% опрошенных. Почти столько же - 36% опрошенного украинского студенчества в Чехии - не знают, что хотят делать после учебы. В другие страны ЕС собираются 15%, а в Украину - 8%.

Получается, в Украине было трудно, но и на чужбине нелегко. Может, и хотели бы вернуться, и память о чем-то в Украине до сих пор жива, поэтому и не знают, что делать?

Почему же это студенчество решило поехать в зарубежные университеты? В опросе в основном отвечали, что недовольны условиями жизни в Украине, а еще хотят лучшие знания или диплом, чтобы работать в ЕС.

Почему именно Чехия? Респонденты указали: эта страна дает доступ к бесплатному обучению на государственном языке, а еще стоимость жизни по сравнению с другими странами ЕС здесь ниже.

Получается, чтобы остановить волну студенческой миграции, повысить уровень высшего образования в Украине, как предлагает госпожа Гриневич, будет недостаточно. Едут не столько за образованием, сколько от условий жизни.

Улучшение условий жизни - это еще более долговременная задача.

В тему: Из Украины выезжают образованные люди, а их место занимают неквалифицированные азиаты

А что же можно сделать уже сейчас?

Ни Чехия, ни Украина не собирают данных о том, что происходит с украинскими студентами после окончания университетов, поэтому мы не можем знать, сколько из них остаются в странах ЕС, а сколько - возвращаются в Украину.

Служба государственной статистики Украины должна начать собирать данные о том, сколько украинок и украинцев выезжают за границу, а также о том, какая часть из них остается в странах ЕС, сколько времени они там находятся, и возвращаются ли они в Украину.

Тогда мы будем знать проблему в лицо и иметь возможность обоснованно говорить, что нужно делать.

Если об условиях жизни не поспоришь, то идея о чешском дипломе как зеленой карте в Европу вызывает сомнения.

С точки зрения бюрократии, чешский диплом не дает украинским гражданам никаких прерогатив при трудоустройстве в любой стране ЕС, кроме Чехии. Право на работу придется получать так же, как и работникам без чешского диплома.

С точки зрения качества образования, в Чехии, как и в Украине, есть разные университеты. Но главное - учатся украинские студенты в них по большей части на чешском языке, а не на языках ЕС.

Поэтому интеграция в стране с другим местным языком будет сложной задачей, и диплом здесь не поможет без знания местного языка - на работу, которая требует университетских квалификаций, берут неохотно.

Выглядит так, что часть студентов выбирала место учебы, как они и пишут, потому что здесь дешевле, а не потому, что так они достигнут желаемого.

Поэтому Министерство образования и науки Украины может уже, не дожидаясь радикальных улучшений в нашем высшем образовании, начинать информационную кампанию о том, как правильно выбирать зарубежный университет.

Наша молодежь должна знать, что она реально получит за свои усилия. Реалистично оценивая эти усилия, часть молодежи останется здесь.

Возможно, повысит квалификацию за счет краткосрочных учебных программ. Но не будет тратить время и средства на обучение, которое не ведет ее туда, куда она хочет. А тем временем, может, и качество жизни в Украине повысится ...

Параллельно с тем необходимо создать орган, который смог бы заниматься украинским студенчеством за рубежом. Этот орган должен работать в первую очередь с теми, кто еще не определился.

В тему: Образование в Украине и США глазами профессора Стэнфорда

"Ваш диплом таки не дает вам возможности переехать из Чехии дальше в ЕС, а в Чехии с вашей специальности не нашли работу? Не беда. В Украине вы можете быть инноватором. И конкуренция у нас меньше", - должен быть орган, который может донести такие мысли до тех 36%, которые еще не определились.

Ну и, конечно, Министерство иностранных дел должно строить мосты с теми, кто уже интегрировался и остается в Чехии надолго.

Чтобы привлекать их к международному сотрудничеству ради развития новой Украины, из которой не захочется уезжать.

Юлия Назаренко, студентка магистратуры Киево-Могилянской академии; блог автора на УП

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]